Украинское правительство по требованию МВФ преступает к радикальным реформам украинского рынка ЖКХ. Как уже было заявлено, планируется в ближайшее время поднять тарифы на газ для населения в 2,8 раза и в дальнейшем этот процесс делать постоянным, чтобы уже к 2017 году ликвидировать дотацию на оплату услуг ЖКХ. Это должно ликвидировать дефицит бюджета. Кроме того, ожидается его реформирование. В планы входит разделение НАК "Нефтегаз" на две или даже три компании, каждая из которых будет отвечать за отдельное направление: одна будет заниматься добычей нефти и газа в Украине, другая - транспортировкой газа через Украину, а третья - продажей газа в Украине. До создания НАК "Нефтегаз" в 90-е годы прошлого столетия именно так и было, теперь фактически хотят вернуть модель девяностых годов, когда на рынке не будет одного монополиста, а будет группа отдельных монополистов. Считается, что благодаря такому разукрупнению в Украине будет создан рынок газа. Хотя будет странный рынок, состоящий из группы монополистов. Но в любом случае эта идея нравится МВФ, а значит, ее и будут реализовывать.
А теперь самый главный вопрос: как изменится жизнь украинцев после всех этих реформ, и как они будут по-новому оплачивать услуги ЖКХ, а компании ЖКХ будет по-новому эти услуги предоставлять.
Можно со стопроцентной уверенностью сказать, что сохранение монопольного положения предприятий ЖКХ на поставку услуг для населения и резкое повышение тарифов на эти услуги создаст проблему громадных неплатежей со стороны населения. Уже по итогам декабря 2014 г. украинцы не оплатили почти 18% выставленных платежей. А дополнительное повышение тарифов ЖКХ приведет к тому, что скоро будут оплачивать только 18% счетов ЖКХ вообще. Уже сейчас долги населения по старым счетам ЖКХ составляют около 14 млрд грн, а "благодаря" реформам МВФ эти долги, скорее всего, быстро вырастут до 40 млрд грн, и это не предел.
Еще меньше надежды на субсидии по оплате услуг ЖКХ. Правительство, когда первый раз повышало тарифы, обещало, что около 30% украинских семей получат компенсации. Но, согласно официальным данным на начало 2015 года, субсидии по тарифам ЖКХ получают всего 6%, вместо обещанных тридцати. Очень многим желающим получить субсидии отказывают, так как система их предоставления построена таким образом, чтобы можно было меньше их начислять и большему количеству желающих отказывать. Но если они и начисляются, то мизерные, и вряд ли способны перекрыть рост тарифов ЖКХ. После того, как тарифы в 2014 году выросли на 400-600 грн, по состоянию на начало 2015 года средняя сумма субсидии не превышает 234 грн. Это несерьезно. Но и эти деньги не получают предприятия ЖКХ. По состоянию на 1 февраля 2015 г. долги бюджета перед ними за субсидии составили около 800 млн грн. Получается все замечательно: и население не платит, и правительство не собирается платить предприятиям ЖКХ.
Понятно, что в этом случае такие предприятия будут постоянно жаловаться, что у них нет денег, чтобы купить газ или уголь для производства тепла и энергии. В результате будет формироваться громадный долг по оплате поставок газа и угля, и этот долг будет расти в геометрической прогрессии, но самое главное, что еще больше будет расти хаос и коррупция в сфере ЖКХ. Монополисты всегда продают свои товары по монопольным ценам. И никакой Антимонопольный комитет тут не поможет. Можно сколько угодно ругать предприятия ЖКХ насчет приписки, хищений и вообще откровенных махинаций - ничего не поменяется. Ибо монополист был и остался. И поэтому разделение главного монополиста - НАК "Нефтегаз" на несколько монополистов только создаст простор для коррупции. В этом случае нельзя будет вообще понять, кто, когда и на какой стадии украл деньги. Но будет понятно одно: воруют много, и воруют все. В результате украинцы получат холодные батареи и веерное отключение электроэнергии при тарифах как в Евросоюзе.
Это не настоящие реформы. Ибо настоящие реформы предполагают реальное уничтожение монопольного положения предприятий ЖКХ. В ЕС и газ для населения, и электроэнергию продают частные компании, по аналогии, как сейчас украинцы получают услуги мобильной связи или Интернета. В ЕС есть крупные поставщики газа и электроэнергии для населения и более мелкие компании. Но самое главное - там есть конкуренция. И поэтому хотя и цены там высокие, но всегда можно найти льготный тариф, а самое главное, там никто не будет греть зимой землю и требовать у населения заплатить за это. Вот что реально нужно делать правительству Украины сейчас, а не повышать тарифы. Ибо само повышение тарифов без изменения ситуации с монополистами на рынке ЖКХ ни к чему хорошему не приведет. Будут постоянные неплатежи и постоянно холодные батареи.
Что же касается субсидий, то уже тысячи раз говорили и обсуждали, что нужны адресные субсидии, когда деньги получает конкретное лицо и уже само решает, экономить газ или потратить все на оплату коммунальных услуг. Вот именно так система работает в ЕС. Но это невыгодно нашей власти. Ибо европейская система субсидий резко уменьшает сферу для коррупции и "откатов". А существующая у нас позволяет как бы и начислять деньги, и перечислять деньги из госбюджета, и воровать по максимуму.
Вот так и получается. Говорим о реформах и ЕС, а делаем все по старинке, и так, чтобы "кормушку" не развалить. Ибо все реформы нашей власти сводятся к одному: главное - обеспечить эффективную работу "кормушки" по разворовыванию денег из госбюджета.
Александр ОХРИМЕНКО,
президент Украинского
аналитического центра
/minfin.com.ua/